Обряды инициации и посвящения Все предсовременные общества придавали огромное значение идеологии и технике посвящения. Как полагают профессионалы, на Западе такой интерес существовал до средних веков, а во всем остальном мире – до первой мировой войны.
Существует мнение, что исчезновение обрядов посвящения – одна из характерных черт нашего времени. Основную причину видят в желании современного человека рассматривать себя как создание исключительно историческое, в его стремлении жить в Космосе, радикально десакрализованном. В определенной степени и до какого-то времени нам это удавалось. Но сейчас… мировое сообщество задумалось об этом – созданном — «идеале», о назревшем глобальном кризисе. Человеческая жизнь полна глубинных кризисов, испытаний, потерь и обретения себя. В такие периоды единственная надежда — на окончательное и тотальное обновление, означающее смерть и новое рождение, духовное рождение, не подвластное бегу Времени.
Время все еще держит во власти наши умы, взгляды, и требуется немало сил, чтобы вырваться из этого пространственно-временного континуума. Но на то оно и время, что дает нам возможность глубже проникнуть в тайны древних обрядов и ритуалов перехода, чтобы затем их обновляющая сила могла поднять нас на новый уровень. Авторы SOLWI возрождают древнюю традицию инициации, вторичного рождения...
ИНИЦИАЦИЯ
Под инициацией понимают совокупность обрядов, передаваемых знаний, цель которых – радикальное изменение религиозного и социального статуса посвящаемого. К концу испытаний неофит обретает совершенно иное существование, чем до посвящения: он становится другим.
История религии различает три категории — три типа — посвящения. Первый — включает коллективные обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту, а также ритуалы, проходящие индивидуально или в узких группах. Вторая категория обрядов включает все виды обрядов вступления в тайное общество или братство. Наконец, третья категория посвящения подтверждает мистическое призвание, которое на уровне первобытных религий представляет призвание — жреца, шамана. Особенность третьей категории — в той значимости, которую придает человеку индивидуальный опыт.
Обряды перехода существовали для всех членов общества, но посвящение, связанное с достижением половой зрелости, с взрослением ( для молодежи племени) было обязательным. Именно в возрасте 12 лет современное общество наблюдает вспышку антисоциального поведения, захватывающего разные сферы жизни. Несмотря на усилия, результат, увы… Чем являлось посвящение для молодого человека в далеком прошлом?
Посвящение одновременно вводило подростка в человеческое общество, и в мир духовных ценностей. Он узнавал правила поведения, организацию взрослых, а также мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний. А также, — что особенно важно, — мистические отношения между племенем, предками и Сверхъестественными Существами, — в том виде, в каком они установились с сотворения мира.
Большинство испытаний, входивших в обряд посвящения, предполагало ритуальную смерть с последующим воскресением или новым рождением. Смерть при посвящении одновременно означала конец детства, неведения и состояния непосвященности. Функция смерти определялась тем, что «она» готовила рождение к более высокой форме жизни, к высшему предназначению. Только после обрядовых испытаний подросток признавался ответственным членом общества.
CМЕРТЬ И НОВОЕ РОЖДЕНИЕ
В архаической мысли ничто полнее смерти не выражает идею «конца», завершенности, и ничто лучше, чем космогония, не выражает идею «творения», «деяния», «строительства». Космогония в глазах первобытных людей — это, прежде всего, чудесное вторжение сакрального в жизнь, которая периодически обновляет мир и человеческое общество. Символическое повторение творения означает повторение событий начала мира, а значит — и присутствие на земле Богов и их созидательной силы. Возврат к началу происходит благодаря новой активизации священных сил.
С точки зрения древних религий, всякая «болезнь/призвание» играет роль инициации, поскольку страдания, вызванные ею, соответствуют испытаниям посвящения. Например, психическая изоляция «больного избранника» эквивалентна изоляции и одиночеству во время церемонии посвящения, а приближение смерти соответствует символической смерти, которая имеет место в инициации.
Это весьма интересная точка зрения, подтверждает которую – наш 15- ти летний опыт клинической практики (Первая детская больница, Санкт-Петербург). В тяжелых случаях мы склонны рассматривать болезнь (кому в том числе), как прохождение духовного кризиса (кризиса души) целой семьей или только одним пациентом. Понимание сути такого кризиса, знание структуры реальности души и духовный опыт, помогают привнести новое видение и разработать новые подходы в лечении сложных заболеваний и состояний пациентов. |